Заменят ли маркетплейсы офлайн магазины?

По данным из самых разных источников, онлайн-продажи практически стремятся в космос. Например, эксперты платформы Calltouch, банка «Точка» и сервиса hh.ru провели исследование, из которого следует, что по итогам второго квартала 2023 года обороты российских предприятий малого и среднего бизнеса в сфере интернет-торговли выросли на 63%. Также утверждается, что увеличение объемов интернет-торговли и постепенное сокращение продаж в офлайне — устойчивый тренд последних лет. По прогнозам к концу 2023 года объем интернет-продаж достигнет 7,4 трлн руб.

Да, это статистика и с ней очень трудно спорить, да и не нужно. Понятно, почему покупатель так любит онлайн-покупки, ведь носить тяжёлые сумки из супермаркета – то ещё удовольствие. Кстати, вам не кажется, что удобство в логистике – это практически единственное преимущество, которое есть у онлайн-торговли? Ведь ассортимент у онлайн и офлайн очень похож, цены в онлайн согласно статистики перестали быть гораздо более выгодными, да это и понятно, ведь не может процесс захвата рынка с должными инвестиционными затратами длиться вечно, акционерам прибыль подавай. А раз пришла пора получать прибыль, значит, нужно задуматься над сокращением затрат. Поэтому розничные онлайн цены сравнялись, а где-то уже и превысили, цены на полках магазинов. Поэтому всё чаще и чаще звучат предупреждение о готовящейся отмене бесплатной доставки при покупке на маркетплейсах. Ведь эта история дошла уже до смешного, человек заказывает тюбик зубной пасты и ему его привозит в пункт выдачи огромный грузовик, за рулём которого сидит мужчина, работающий явно не за 20 000 рублей в месяц. Возникает вопрос, кто-то считал реальную стоимость доставки этого тюбика? Или когда курьер привозит на примерку 5 брюк, 3 рубашки, 3 пары обуви и покорно ждёт, пока его величество примеряет всё это хозяйство. И при этом, далеко не факт, что он точно купит хотя бы одну вещь.

И вот тут начинается самое интересное. Если покупатель точно знает, какой именно товар ему нужен, например, гель для душа или порошок для стирки белья, то это совершенно спокойно можно заказать на маркетплейсе. А вот если человек хочет что-то выбрать из ранее неизвестной ему продукции, то тут без визита в реальный магазин точно не обойтись.

Помните, как бодро стартовал проект по продажам автомобилей в онлайн-режиме? Сколько рекламы крутилось по ТВ и в Интернет? Сколько восторженных обещаний «Даже из дома выходить не нужно, нажми кнопки и автомобиль уже у тебя»? Что в итоге? Остался единственный, но существенный, аргумент – автомобиль можно купить онлайн напрямую у производителя, без дилерской наценки, без насильно прикрученного дополнительного оборудования, по льготным кредитным ставкам от автопроизводителя, даже со страховкой, оформленной по специальной цене. То есть, налицо прямая финансовая выгода и с точки зрения клиента это просто чудесно. Но, как зачастую бывает, есть НО. Вы хотите тест-драйв? Приезжайте к этому самому дилеру, которого вроде бы нет в предложенной схеме, и попросите его оказать вам эту услугу. Вы хотите получить документы на купленный прямо с завода автомобиль? Добро пожаловать к дилеру. Налицо комбинированная схема продаж, когда одна часть функций решается путём интернета, а другая – только в живой точке продаж.

В косметике этот вопрос имеет ещё более острые грани. Попробуйте продать женщине крем или парфюм без живой консультации, без тестирования аромата, без нанесения продукции из тестера на кожу, без активной работы консультанта. Поверьте, это из раздела «Миссия не выполнима»! Да, далеко не факт, что продажа состоится именно здесь и сейчас, в том самом магазине, где прошла консультация. Умудрённые опытом покупатели получают необходимый объём знаний во время живого общения, а дальше идут искать наиболее оптимальную стоимость. Нашли в онлайн? Значит, деньги покупателя уйдут туда. Не заметной выгоды при покупке через интернет? Можно купить в офлайн. Но уже это совсем иная история.

А в наших сегодняшних рассуждениях с большой долей вероятности можно смело прогнозировать ещё долгое сосуществование онлайн и офлайн форматов, а пальму первенства отдавать тем предпринимателям, которые сумеют наладить омниканальную систему продаж своих товаров.

Подпишитесь и узнавайте новости первыми