Как китайским автомобильным брендам класса E и F стать уважаемыми в России?

Китайский люкс в РФ

Итак, поговорим о китайском люксе, вернее, об автомобилях, произведённых в Китае и позиционирующих себя в премиальном сегменте.

Для начала давайте поймём, сколько всего автомобильных брендов из Поднебесной представлено в России. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» уверяет читателей, что таковых всего 14 – Chery, Haval, Geely, Exeed, Omoda, Changan, Jac, Faw, Tank, Great Wall, Kaiyi, Dongfeng, Voyah и Gac. При этом прогнозируется, что к концу 2023 китайцам отойдёт около 60% автомобильного рынка нашей Родины. И эти прогнозы уже не вызывают ироничной усмешки потому что на первое полугодие 2020 года китайские автомобили занимали всего 3% российского рынка. Дальше пошло веселее, когда на первое полугодие 2021 года этот показатель вырос до 6%, а по итогам третьего квартала 2022 года уже 26% новых автомобилей в России были китайскими. По прогнозам в конце 2023 года этот показатель достигнет космических 60%.

 Про количество поговорили, теперь давайте о качестве. Старт продаж китайских автомобилей в России состоялся в 2004 году и в те времена это было «я тебя слепила из того, что было», ибо краш-тесты для этих машин начали проводиться гораздо позднее. Зато сейчас основная масса автомобилей проходит через эти испытания, а такие модели, как Exeed TLX и Haval F7 имеют высшую оценку краш-теста С-NCAP. Также увеличивается и степень технического оснащения автомобилей, когда уже даже в базовых комплектациях имеются парктроники, подогревы и т.д.

Что касается премиального сегмента, то тут достаточно трудно понять, кого именно из вышеперечисленных можно отнести к этой категории. По утверждениям экспертов лидером является бренд Exeed, структурно входящий в Chery. Открытым текстом китайским премиум-брендом автомобилей называет себя Hongqi, который активно развивает дилерскую сеть, где уже насчитывается 12 официально признанных партнёров. Неслучайно среди них очень много компаний, создавших своё имя в прошлом тесном сотрудничестве с Мерседес-Бенц и Ауди. А ведь ещё есть Voyah Passion, Changan UNI-V, Tank 500, Geely Tugella, BJ80 от Beijing Auto, которые тоже не прочь стать в ряды премиальных авто.

Так что, освободившиеся от немецких брендов места китайцы уже научились «осваивать», теперь пора поговорить о самом главном – как дать покупателю сервис, к которому его приучили ушедшие лидеры? Как минимум российским представителям нужны долгосрочные контракты, гарантирующие возврат инвестиций, а с этим вопросом пока неясность, ибо автопроизводители из Китая не торопятся заключать длинные контракты, а стараются обойтись сроками от трёх месяцев до одного года. Возможных причин такого поведения может быть несколько – боязнь вторичных санкций, желание проверить местного партнёра, хотя зачем его проверять, если ещё вчера он обслуживал Мерседес-Бенц и Ауди?

Ещё один вариант укрепления своих позиций на рынке – это размещение в России своего производства. Но для выпуска автомобилей в России необходимо получить государственные льготы на территории РФ, заключить специальный инвестиционный контракт (СПИК). Эксперты оценивают только подготовительный период в два и более лет.

Также среди недостатков китайских автомобилей числятся такие тонкости, как ограниченный выбор моторов и трансмиссий, а для кроссоверов часто отсутствует полный привод, который так любят россияне. Машины явно не адаптируются под рынки разных стран.

И самое главное – это проблема послепродажного обслуживания. Во главе угла китайцы поставили наращивание объёмов продаж, а все остальные премудрости они оставили на потом. Не редки случаи, когда запчасть приходится ждать месяцами, а при приходе выясняется, что она не подходит данному автомобилю, хотя по документам она числится «родной». Каталоги, которым можно доверять, отсутствуют и это тоже большая проблема.

Подводя черту, к основным и необходимым действиям для получения своей порции уважения китайские производители должны дать возможность российским партнёрам почувствовать себя законными игроками в этой непростой игре, задуматься о локализации производства, решать проблему адаптации и расширения возможностей комплектации разными моторами и трансмиссиями, отладить систему послепродажного обслуживания. И тут прогнозы печальны, эксперты отводят на всё это временные периоды от десяти лет. 

Подпишитесь и узнавайте новости первыми